Есть три базовые модели маркетплейсов:
- C2C: Потребитель – Потребитель
Покупатели и продавцы здесь – физические лица, поэтому взаимоотношение сторон равноправное. Сотрудничество происходит на взаимовыгодных условиях. Продавцы сами могут устанавливать цены и условия доставки, а маркетплейс выступает гарантом юридической сделки. Примеры модели С2С: Avito, EBay, BlaBlaCar, HeadHunter.
- B2C: Бизнес – Потребитель
В роли продавцов выступают компании, а покупателями являются физические лица. Часто модели B2C и C2C смешиваются на одной платформе. Например, на Airbnb есть предложения по аренде жилья как от предпринимателей и агентств, так и от обычных граждан. Примеры В2С: АлиЭкспресс, Ozon, Wildberries, СДЭК.МАРКЕТ, Goods.
Маркетплейс становится площадкой, где разного рода предприниматели находят друг друга. Здесь встречаются оптовые покупатели и поставщики, крупные подрядчики, производители, которым нужны новые рынки сбыта. Есть нишевые В2В платформы, ориентированные на определенные категории товаров – медицинское оборудование, морепродукты и т.д. Примеры В2В: Alibaba, BookingB2B, Allbiz