На рынке практически нереально найти менеджера, который способен с нуля продвинуть бренд в топ и при этом сопровождать поставки — каким бы опытным ни был кандидат, его придется доучивать несколько месяцев.
Представьте, что составляете текст для вакансии.
Всё нижеперечисленное предстоит указать в поле «Обязанности»:
- Подбор ключевых слов и категорий
Оптимизация делается один раз, однако мониторить ключевые слова необходимо каждый день. Отслеживается индексация, конверсия отдельных ключевых слов, отображение товаров в поиске, ключевые слова конкурентов и занимаемые по ним позиции.
Каждый день на маркетплейсах появляются новые бренды с сильной и современной инфографикой, поэтому дизайн существующих карточек уже к концу года будет выглядеть устаревшим. Меняются тренды, конкурентная среда, лидеры категорий, сами товары. Важно регулярно отслеживать и тестировать триггеры, дизайн и CTR.
- Аналитика заказов на маркетплейсе
Менеджер должен отслеживать рост и падение количества заказов, а также понимать почему это происходит. В идеале не просто понимать, а управлять спросом, влиять на него и наращивать продажи.
Бывает так, что селлер поставил на склад 100 единиц, а в личном кабинете отображается только 80. Или маркетплейс принял 100 единиц, продалось 20, а в карточке уже стоит пометка «товара нет на складе». Сотруднику необходимо рассчитывать, контролировать и заводить каждую поставку, а также прописывать ТЗ на упаковку и маркировку товаров.
Важно! Если у селлера более 50 позиций, эта функция делегируется выделенному сотруднику. Сотрудник отслеживает рейтинг товара, работает с негативными отзывами. В идеале он знает, как повлиять на эти показатели.
- Подбор и тестирование новых товаров на маркетплейсе
Постановка гипотез, ABC-анализ, реализация стратегии вывода новых позиций бренда.
- Работа с финансовой частью
Анализ финансовых показателей и понимание, что приносит больше денег, а что меньше. Менеджер маркетплейсов должен знать, какая из площадок более рентабельна, и как распорядиться свободными ресурсами.
- Участие в акциях маркетплейсов
Сотрудник должен просчитать, выгодно ли участвовать в акции, проверить цены, определить список товаров, запланировать поставку. Не менее важно внести корректировки после окончания акции и проверить актуальные цены.
- Улучшение качества товаров
Эта функция предпринимателя, однако менеджер по маркетплейсам должен понимать, как производятся товары, как улучшать их качество, где находить финансы для тестирования, чтобы в результате продавать больше.
- Настройка платной рекламы на маркетплейсах
У площадок появляется все больше рекламных инструментов для селлеров. Менеджер по маркетплейсам должен в них разбираться, уметь запускать и анализировать рекламные кампании, а также понимать, какие товары эффективнее продвигать платными способами.
- Ответы на вопросы и отзывы
Как было отмечено выше, многопрофильного специалиста найти трудно, к тому же, при больших объемах продаж один человек с такими обязанностями не справится. Поэтому часто функционал распределяется внутри команды. Кто-то берет на себя рекламу и продвижение, кто-то поставки, а кто-то аналитику.
Мы еженедельно обрабатываем более 100 откликов на вакансию менеджера по маркетплейсам и знаем, что на рынке хороших специалистов мало. До собеседования доходят единицы — те, кто не просто окончили курсы, а уже какое-то время работали с реальными проектами.
В резюме многие указывают одно и тоже. Попадаются те, кто пишет: «я делаю результат». Однако подкрепляется это кейсом селлера, который еще 2 года назад возил товары контейнерами, а сейчас конкурирует наравне с новичками.
Реальные компетенции выявляются на собеседовании и только тем человеком, который понимает, какой функционал передать, и что сотрудник должен уметь делать, чтобы достигать результатов в продвижении бренда.